ИсторияМузыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х, той короткой эпохе в кино, да и вообще в жизни России, которое теперь принято считать «оттепелью», внезапным глотком свободы. Рождался новый кинематограф, прорыв следовал за прорывом - каждый год награды Канн чередовались с призами Венеции, это была настоящая «золотая эра» нашего кино…
Но внезапно все кончилось, свобода обернулась несвободой: только на «Мосфильме» осенью 1963 года было закрыто 12 картин, а к концу 1968 года, после подавления «пражской весны», поле нового кинематографа превратилось в грандиозное кладбище неснятых фильмов.
Этот печальный феномен прерванной эволюции так описал крупнейший историк российского кино Валерий Фомин:
«
Осуществись эти замыслы – наше кино могло бы стать не просто лучше того, каким оно стало, но и вообще – другим, получив иную интенсивность, иной ритм развития. И самое важное – несравнимо более широкий диапазон поисков, их разветвленность и разнонаправленность. Их авторы, устремляясь за границу дозволенного, были гораздо радикальнее, глубже, отчаяннее того, чему все-таки удавалось реализоваться на экране. И в этом смысле неснятое кино оттепели хоть и похоже на снятое (они как никак растут из одного корня), но в то же время оно совсем другое. И самое главное – о другом».
МузыкаМузыка к четырем неснятым фильмам, одинаково точно резонирующая и с сегодняшним днем, и с той эпохой. Четыре картины, четыре истории, ставшие музыкой.
Музыкальный спектакльКонцерт как музыкальный спектакль, live music & storytelling. На сцене Олег Нестеров рассказывает о четырех фильмах, которые должны были снять самые талантливые кинематографисты 60-х, а «Мегаполис» играет звуковые дорожки к ним.
АльбомДвойной альбом, 104 минуты музыки, инструментальные темы и титровые песни к четырем непоставленным картинам. Цифровая версия в iTunes, 2CD и 2LP - двойная виниловая пластинка.
СайтВажно отметить, что
сайт planetslife.ru посвящен не только музыке к четырем неснятым фильмам, но и погружает в контекст «золотой эры советского кино». На нем представлены 120 самых знаковых фильмов рубежа 1960-1970, как вышедшие на экраны (их можно тут же посмотреть), так и не созданные, отобранные на основе мнения сотни экспертов журнала «Сеанс», и дополненные специально для проекта киноведами и историками кино Евгением Марголитом, Валерием Фоминым и Наумом Клейманом. А так же фото, видео, биографии, тексты и другие артефакты, найденные в архивах РГАЛИ, Госфильмофонда, Музея кино и личных архивах.
Большую помощь и поддержку при работе над проектом оказали непосредственные герои тех событий: Александр Митта, Андрей Смирнов, Наталья Рязанцева, Юлий Файт, Сергей Соловьев, Али Хамраев, Юрий Клепиков, Герман Климов. Михаил Дашевский, один из самых известных фотографов того времени, предоставил для оформления сайта целую серию знаковых фотоснимков.
Сайт проекта выполнен как Web documentary – вид документального продукта, включающий в себя различные мультимедиа-форматы.
Неснятые фильмыПричал1960 год
Сценарий: Геннадий Шпаликов
Режиссер: Владимир Китайский
Неснятый фильм, удивительным образом повлиявший на «новую волну» советского кинематографа.
Дебют Геннадия Шпаликова в кино. Как говорят, Шпаликов и придумал «оттепель», артикулировал ее, вдохнув в свои фильмы этот воздух. В своих дальнейших картинах - «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича», он во многом использовал то, что было заложено в его первом сценарии. О важности этой работы он напишет незадолго до смерти: «…Почти все, что я делал, я немедленно вычеркивал из сознания, кроме нескольких кусков «Причала». Фигура режиссера этого неснятого фильма ныне совсем неизвестная. Владимир Китайский учился во ВГИКе на курсе Михаила Ромма вместе с Тарковским и Шукшиным, и считался там «первым гениальным человеком». Тихий и скромный, по общему мнению он и должен был сказать новое слово от своего поколения. Запустившись с «Причалом», спустя короткое время Китайский одевает свой единственный костюм, белую рубашку, едет на электричке за город и вешается в подмосковном лесу.
Юлий Файт, режиссер, актер, выпускник ВГИК 1960 года (мастерская Михаила Ромма), близкий друг Геннадия Шпаликова: "Причал" - это первый большой игровой сценарий Шпаликова. Абсолютно светлая, какая-то удивительно прозрачная вещь с любимой Москвой в главной роли. Это история девушки, которая на барже приплывает в Москву и всю ночь по ней гуляет.
Александр Митта, режиссер, выпускник ВГИК 1960 года (мастерская Михаила Ромма): «Причал» был бы свежей картиной. По духу похожей на «Я шагаю по Москве», но более лиричной. Состоящей из настроений, с очень приятной идеей, где хорошо прописана судьба героини. Она должна выйти замуж за капитана баржи, привозящей вечером лошадей в центр Москвы. В течение ночи девочка видит какие-то картины разного счастья, разного несчастья... И понимает, что ей совсем необязательно жить этой судьбой, которая прописана, что она может выбрать себе любую. Володя Китайский это был первый гениальный человек во ВГИКе . Он учился у Ромма вместе с Шукшиным и Тарковским. Это был детдомовский мальчик, из-за раскосых глаз получивший такую фамилию. Все, что потом называлось в кино «новой волной» и проявилось в фильмах Тарковского, было заложено Китайским.
Савва Кулиш, режиссер, оператор, выпускник операторского факультета ВГИК 1959 года: Я дружил с курсом Ромма. Проводил очень много времени и с Андреем Тарковским, и с Васей Шукшиным. Но главным там был совершенно гениальный Володя Китайский. Он писал прекрасные стихи, рисовал, все находились под его влиянием. Все зарождавшееся новое кино было освещено его именем. Андрей Тарковский вышел из-под его влияния только на «Солярисе».Семь пар нечистых1964
Режиссер: Владимир Мотыль
Сценарий: Владимир Мотыль, Вениамин Каверин, по одноименной повести Вениамина Каверина.
Две недели до войны, июнь 1941 года. Под Мурманском корабль везет к отдаленному острову заключенных, политических и уголовных, для строительства аэродрома. Везет и партию оружия для его оборудования. Среди заключенных готовится его захват и угон судна в Норвегию. Начавшаяся война и гибель почти всей охраны от немецких самолетов путает все карты: заключенные высаживаются с тонущего корабля воюют до конца войны. Фильм-экшн, так называемый «истерн», в замысле Мотыля читаются персонажи его будущего, ставшего классикой, фильма «Белое солнце пустыни». Фильм едва не был запущен в производство, но все решила резкая перемена политического курса: все, что касалось сталинских репрессий должно было уйти из кино.
Владимир Мотыль: …Почему в течение почти трех лет я не оставляю надежды на постановку этого фильма. Я убежден, что повесть «Семь пар нечистых» дает богатейшие возможности для создания волнующего кинопроизведения с сильными, крупными героями, которыми не так уж богата наша кинодраматургия последних лет. Обидно сознавать, что мы уступаем сильных героев американскому кино, «супермены» которого постепенно овладевают мировым экраном.
(Из недописанного письма руководству киностудии «Мосфильм»).
Предчувствие1953-1976
Сценарий: Андрей Смирнов
Громко дебютировав «полочной» новеллой «Ангел» в киноальманахе «Начало неведомого века» (1967), поставив одно из самых значимых произведений о войне - фильм «Белорусский вокзал» (1970), сняв скандальную «Осень» (1974), Андрей Смирнов был «выдавлен» из профессии, ему было отказано в праве оставаться режиссером. В абсолютном безденежье он начинает писать сценарий, «…вспоминая годы своего послевоенного детства, хмурую школу, уголовный двор на Сретенке, вечный страх, беспросветное одиночество малыша в убогом мире больших….».
Андрей Смирнов: Мне казалось, что сценарий будет более всего о смерти Сталина, о конце одной эпохи и начале другой, о том, как эти события преломляются в частной жизни мальчишки. Но в ходе работы рамки сюжета сами стали расширяться до антитезы «подросток-окружающий мир», и в этом широком противоположении такие разновеликие события, как первая любовь или возвращение деда из тюрьмы становятся равно важны и способны, не имеющие отношения одно к другому, сплетаться единое движение сюжета. Я боялся поверить себе, меня преследовал страх, что сценарий распадется на части, рассыпется. Все стало на места, когда я напоролся на строчки Блока:
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя…»
Сценарий обрел название, а я - ощущение сделанной вещи. Предчувствие любви, страданий, жестокости мира и его сладости, шире – предчувствие свободы, еще шире – самой живой жизни. Кончив сценарий, я обрел уверенность. Что, впрочем, не помешало его закрыть.Прыг-скок, обвалился потолок1970-1974
Сценарий и режиссер: Геннадий Шпаликов
Один из последних, точнее предпоследний сценарий Шпаликова. Точка выхода, конец эпохи.
Многие считают «Прыг-скок…» лучшей его работой, именно в нем ярче всего обозначена шпаликовская коллизия, тема хороших, но невыносимых друг для друга людей.
Павел Финн, киносценарист, актёр, окончил сценарный факультет ВГИКа (1962 год), близкий друг Геннадия Шпаликова:
Но в какой-то момент время разлюбило Шпаликова. Оно все больше и больше наливалось ртутью, железом, все дальше отходило от «оттепели».
Геннадий Шпаликов:
Все дело не в Советском союзе, а в собственном несовершенстве.
Сергей Соловьев, режиссер, сценарист, окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера):
Фильм про прелести и ужасы пьянства. Одной из самых дорогих вещей для Гены в жизни была выпивка. Он отлично понимал все положительные стороны этого увлечения и все жуткие отрицательные последствия. Но тем не менее, эта поэзия и трагизм постоянных выпивок, влияли на него очень всерьез. Как человек, как поэт – он отлично это понимал. «Прыг-скок» - это феноменальное выражение этого своего ужасно искреннего отношения. Он написал сценарий, и студии дурели, потому что понимали, что, во-первых, это невозможно пробить – ну что это за сценарий про прелести и ужасы пьянства в логическом и тематическом плане, а Шпаликов написал про ужасы и прелести пьянства! А во-вторых нужно было найти режиссера какого-нибудь сумасшедшего, который сказал бы: да, Ген, я все понимаю про пьянство, мы с тобой сколько недель пили. Мы будем снимать эту картину. Таких тоже не было.
Такова судьба этого сценария – романтического, трагического. Само произведение литературно превосходное. Оно написано с таким знанием дела…
Цепь жизненных наблюдений
Он долго писал, он вообще писал это не как производственный сценарий. Я видел эти странички, которые были написаны, то, что называется для себя. «Ты внимательней их читай, это цепь жизненных наблюдений, это не отвлеченная драматургия «для дяди»…
Они были сильно биографичны, судя по тому, что с ним происходило тогда.
Он писал эти странички, терял, потом восстанавливал, потом опять терял…
Я не знаю когда и при каких обстоятельствах он начал эту историю с тем, чтобы ее превратить в какой-то рабочий сценарий. Но знаю, что этот сценарий потом оказался в объединении у Юрия Райзмана, и там велись какие-то переговоры, но мне они с самого начала казались глубоко нереальными.Олег Нестеров о проекте «Из жизни планет»О музыке в фильме и фильме в музыкеМузыка к неснятым фильмам – всегда лукавство. Обычно ведь сам фильм диктует, какой должна быть музыка. Она лишь служит кадру - поддерживает, дополняет, вводит новые смыслы. А если нет фильма, нет картинки, чего поддерживать, что раскрывать?
Наверное я не стал бы называть наш проект музыкой к неснятым фильмам, скорее через нашу музыку можно увидеть и представить те самые картины, которые когда-то не случились.
Поэтому она чуть богаче и чуть самостоятельней, здесь иная задача и иная степень свободы. Музыка напрямую работает с воображением и наверное будет создавать тысячи разных образов и вариантов - у каждого в голове будет свое кино, и автором выступит он сам.
Об эстафетной палочкеГоворя о проекте - это первое, что приходит мне в голову. Вдохновить нынешних юных, прекрасных и непуганных, делами и победами тех двадцатилетних, которые с легкость брали Канны и Венецию. А у тех, в свою очередь, были свои задачи и своя эстафета: протянуть мост с досоветских времен, дотянув до тех, кто придет потом.
«Мост! Мост!» - говорил Отар Иоселиани. Цепь времен, преемственность цивилизаций, водопровод, построенный еще в Риме и переживший варваров».
О движении впередИсторик Валерий Фомин сказал мне как-то, что не осознав и не переварив того, что произошло тогда, не изучив кладбища отринутых замыслов, не постигнув ужаса и масштаба прерванной эволюции, наше кино не сможет двинуться дальше. То же самое когда-то говорил Мстислав Растропович: если ты что-то не доучил и недопонял, рано или поздно тебе придется к этому возвращаться и постигать, но уже другой ценой.
О замыслах«Главное в человеке, - сказал Бродский в своей Нобелевской речи, - это его замыслы». Неосуществленные замыслы могут рассказать об эпохе больше, чем то, что было сделано. Как о кораблекрушении может рассказать по-настоящему не тот, кто в нем выжил, а тот, кто не выжил, но никогда не расскажет. Неснятые фильмы – это как раз не выжившие в кораблекрушении, больше говорящие о том времени, о той жизни.
О том, как приходила музыкаВсе началось, когда в очередной творческой ссылке мне стали стучаться музыкальные темы, явно из того времени, и все они были точно из кино. Но фильмов этих я не видел и музыки не слышал. Я просто пошел по следу и набрел на этот удивительный феномен, на кладбище неснятых фильмов конца 60-х. Я словно наткнулся на золото Трои, здесь в избытке было всего – прекрасных замыслов и трагических историй, поступков, ошибок и нелепых случайностей. И моя музыка сама стала находить себе те фильмы, которым могла бы принадлежать. Мне оставалось только наблюдать и удивляться. Чем дальше – тем больше.
О большой рыбе и трех годахЗаписывать музыку, это как ловить рыбу, приходишь на берег и тут либо клюет, либо нет. А большая рыба ходит на глубине и появляется редко. Поэтому и было три года рыболовства, чтобы получить все, что нужно. С «Мегаполисом» мы засели за эту музыку сразу после «Супертанго», в январе 2011 года. Сначала год мы разыгрывали эти темы в фойе старого ДК, потом попытались собрать из диктофонных записей прообразы композиций. В результате мы отчаялись и уехали из Москвы, стали играть и записываться в замке, где наконец поняли, что за музыка к нам просится.
О замкеНекоторые могут подумать, что ехать и записывать музыку в замке – занятие, напоминающее туристический аттракцион. Кому-то сафари, кому-то шар воздушный. Но у нас все проще, было две побудительные и все объясняющие причины: воздух и «воздух». Известно, что музыка – это упорядоченное движение молекул в воздухе, так вот на этот раз нам было нужно очень много воздуха и очень много молекул – специфика материала требовала. Вообще-то и самой музыки было тоже очень много - в количественном измерении, новый проект выходил из разряда «просто альбом». А там замок 16 века, зал старинный с пятиметровыми потолками в триста квадратных метров, представляете сколько воздуха там было? Что касается «воздуха» - с этим было еще проще, поехали, чтобы выпасть из цепкой московской среды, чтобы крепко «заснув», принять и впустить. Место там было глухое, кони паслись, самый восточный хвостик Евросоюза, его игрушечный тупичок длиной в 80 и шириной в 5 километров. Литва, Норвилишский замок.
О принципахВ этот раз их было три: не понимать, что происходит, ничего не ждать и ни от кого не зависеть.
Проект «Из жизни планет» /
www.planetslife.ruФото / Юлия Казбан
Дизайн / Андрей Врадий
«Предчувствие/Сны», «Причал», «Другой»
Владимир Голоухов / вибрафон
Запись /Михаил Габолаев / Правда Продакшн
/ Норвилишский замок CD1: 1, 4, 6, 8 CD2: 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Миксы / Brigitte Angerhausen / Maarwegstudio2
/ Игорь Павлов / Правда Продакшн CD1: 1, 2, 3, 4, 11 CD2: 3, 5, 11
Мастеринг / Michael Schwabe / Monoposto Mastering GmbH
Продюсеры / Олег Нестеров и Михаил Габолаев
Семь пар нечистых1964
Режиссер: Владимир Мотыль
Сценарий: Владимир Мотыль, Вениамин Каверин, по одноименной повести Вениамина Каверина
Семь пар нечистых
Музыка и текст / Олег Нестеров
Записано / 9 декабря 2012 года
Любовь
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано / 9 декабря 2012 года
Где-то
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано/ 15 августа 2012 года
Облака на синем небе
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано / 25 ноября 2012 года
Bonus Tracks
Семь пар нечистых / v2
Музыка и текст / Олег Нестеров
Записано / 30 апреля 2012 года
Вера
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано / 25 ноября 2012 года
Предчувствие1976
Сценарий: Андрей Смирнов
Dezember
Музыка / Дмитрий Павлов
Записано / 23 декабря 2012 года
Предчувствие
Музыка / Олег Нестеров
Записано/ 13 и 17 августа 2012 года
Побеждая страх
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин
Записано / 23 декабря 2012 года
Предчувствие / Сны
Музыка / Олег Нестеров
Записано / 23 декабря 2012 года
Причал1960 год
Сценарий: Геннадий Шпаликов
Режиссер: Владимир Китайский
Причал
Музыка / Олег Нестеров
Записано / 25 ноября 2012 года
Другой
Музыка и текст / Олег Нестеров
Записано / 25 ноября 2012 года
Bonus Track:
Эхо
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин
Записано / 23 марта 2013 года
Прыг-скок, обвалился потолок1970-1974 годы
Сценарий и режиссер: Геннадий Шпаликов
Из жизни планет
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Текст / Олег Нестеров
Записано/ 15 августа 2012 года
А пока был день
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано/ 15 августа 2012 года
Под откос
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов
Записано / 21 августа 2012 года
Gipsy 70
Музыка и текст / Олег Нестеров
Записано / 21 ноября 2012 года
В синих сумерках
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин
Текст / Олег Нестеров
Записано/ 21 августа 2012 года
Медленно идти под снегом, снег ловить, следы оставлять
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин
Записано/ 20 августа 2012 года
Тема Юры
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов
Записано/ 20 августа 2012 года
Нежность и слезы
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин
Записано/ 17 августа 2012 года
Жизнь и ничего больше
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов
Записано/ 21 августа 2012 года
Счастливая неизбежность
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов
Записано/ 21 августа 2012 года
Финал
«Прыг-скок, обвалился потолок»
Музыка / Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Дмитрий Павлов, Антон Дашкин, Андрей Карасев
Записано/ 15 августа 2012 года
Олег Нестеров / вокал / акустическая гитара
Михаил Габолаев / бас
Дмитрий Павлов / гитара
Антон Дашкин / барабаны
Андрей Карасев / скрипка
«Эхо»
Михаил Габолаев / барабаны
Антон Дашкин / бас
Андрей Карасев / пиано