Супертанго
2010

О ВЕЛИКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АСКЕЗЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ МОЛЧАЛИ 14 лет

Делая паузу между альбомами в 14 лет, ты явно делаешь попытку еще в этой жизни попробовать что-то сделать иначе. Главное, что с музыкой все эти годы мы не расставались – с моим самым близким другом, партнером по Мегаполису Михаилом Габолаевым мы спродюсировали в студии немалое число музыкальных проектов. Это было время Великой Музыкальной Аскезы – мы сидели в креслах и пропускали через себя бесчисленные музыкальные токи, которые намагничивали нас - некоторые молодили, некоторые старили – но мы только слушали и ничего не делали сами. 14 лет послушания закончилось, и мы вновь одели электрогитары.
читать дальше
«Грозу в деревне» в 1996 году мы записали на пике – нас любили, нас крутили, нас приглашали, нам, в конце концов, отвалили кучу денег на запись альбома в одной из лучших студий Европы. Этот альбом высосал из нас все силы подчистую, мы были бодры, но абсолютно не понимали, что нам будет интересно дальше. А дальше была девушка Маша. А потом Найк Владимирович. И еще 150 альбомов. И каждый раз было очень интересно.

Годы с 2004-го по 2007-й не помню. По каждому году своей жизни что-то могу сказать: по 1976-му или 1988-му. А этих лет не помню вообще. Потом, одним дождливым вечером в Хорватии, когда в местном супермаркете уже появились елки, мне как-то сразу прочиталось мое будущее. Офиса там не было. Там многого не было. И оказалось так легко обо всем забыть и заниматься только своей музыкой!

Я вновь стал себе интересен как артист. Я вернулся в Москву, встретился с Михаилом Габолаевым и все ему рассказал. Он только вздохнул с облегчением – с этого момента все вновь и началось.

О ЗАПИСИ:

Альбом записывался ровно год, было четыре сессии звукозаписи в студии – совсем как в японском фильме: зима, весна, лето и осень – и с каждой из этих сессий в него вошли те или иные песни. А потом была снова зима – это уже на всякие доделки и микширование. Все это время мы только и делали, что охотились за правдой, искали ее, и не отступали, пока не находили. Бывало и так, что получали ее, только вот сами этого не понимали, и продолжали безуспешные попытки ее найти, записывая и записывая ту же песню снова и снова. И лишь полгода спустя осознавали, почему не получается – все оказывается уже давно пришло и существует. Все песни записывали live – просто садились вместе и играли. В итоге из нескольких комнат съехались в одну, чем ближе садились, тем лучше доставали. А затем и вовсе сняли наушники, и стало совсем хорошо.

Процесс записи осложняло и то, что мы работали не только без стороннего продюсера, но даже и без звукорежиссера. То есть мы должны были играть спектакль и сидеть в зале на режиссерском кресле одновременно. Сделать это в принципе невозможно, чем больше отдаешься, тем меньше понимаешь. Поэтому понимать приходилось уже на берегу, и на это уходило значительно больше времени, чем собственно на саму игру?

Все записали на своей студии, на студии Pravda. Искали правду, и там ее нашли. Назвали мы ее так нескромно по одной причине – находится она на улице Правды. Это было десять лет назад, а потом мы, конечно, поняли, что все это неспроста – правда в этом деле главное. Да и не в этом тоже.

Всего было 16 дней, проведенных в студии. Один зимой, четыре весной, девять летом и два осенью.

Микшировали альбом в Германии, в городе Кельне. С ним нас многое связывает – друзья бесчисленные, первые зарубежные гастроли... Последний альбом, наконец, в 1996-м, мы тоже там записывали. И еще там живет Бригитта, прекрасный звукорежиссер (правильнее говорить тон-инженер) с огромным опытом и послужным списком, вместе у нас было много удачных работ: и Мегаполис, и Маша и Найк…

В Кельне осталось всего четыре студии с аналоговыми микшерскими пультами, в одной из них – студии "Topaz" мы и работали. Девять дней в тихом и красивом районе центра – Suedstadt, в невзрачном здании, похожим на склад или гараж – но в уютной и на редкость правильной студии – большая удача для завершения всего процесса. Только в первый день был страшный ураган, а потом все время светило яркое солнце.

О ТОМ, КАК ПИСАЛИ АЛЬБОМ.

В самом начале работы мы определили для себя несколько принципов:

1. Принять во внимание, что альбом может быть последним - по разным причинам.

В 48 лет любой альбом может быть последним. И мы делали все, как в последний раз, именно по этому и была правда – врать не имело никакого смысла, лучше было и не затевать все это спустя 14 лет. Скажу за себя лично – может быть, впервые в жизни я отчетливо понимал, что мне есть, что сказать, и я торопился это сделать, и очень боялся, что не успею. Этим ощущением заряжен весь альбом, и разыгрывая некоторые песни, порой становилось страшно и сладко одновременно. Я не мальчик и понимал, чем все это грозит, но это было абсолютно вне моих сил. К этому моменту давно уже шел редкий по драматизму фильм с нашим участием, и я с волнением его смотрел. Мне было абсолютно все равно, что произойдет на следующий день, когда альбом будет готов. Сложнее приходилось нашим молодым музыкантам, настраиваясь на очередную песню, они говорили: ну что, опять хороним…? Так было до определенного момента. В Хорватии, в домике у моря, где я искал правду в записанных летом 150 дублях, пришла музыка к заключительной песне – «Тихий гимн». И внезапно фильм кончился, и рубильник выключили – я вдруг вспомнил, что мне нагадали жить до 90 лет, и очень захотелось в это поверить.

2. Ограничить себя во времени, проведенном в студии – как в игровых видах спорта.

Имея собственную студию, самое сложное - не увязнуть в процессе, и не потерять контроль. Не потерять интерес к песне, преследуя какие-то важные задачи – днями искать звук бочки и т.д. И мы решили ограничить себя во времени, проведенном в студии – как в игровых видах спорта. 2х45 и свисток. Футболисты же не кричат после матча зрителям: знаете, а давайте-ка мы еще поиграем, мы ведь ни одного гола сегодня не забили!...

3. Ограничить себя в средствах выражения, чтобы не потерять суть.

Любой современный музыкант не особо ограничен в возможностях – домашние студии, виртуальные плагины, звуковые библиотеки лучших оркестров мира – бери на здоровье. Часто это уводит от главного. Мы очертили вокруг себя круг – как очертил вокруг себя мелом круг герой гоголевского «Вия». То, что было внутри, или попадало в него потом, мы использовали. То, чего там не было, нас попросту не заботило.

Запись\ Михаил Габолаев\ Правда Продакшн
Миксы\ Brigitte Angerhausen\ Topaz Studio
Мастеринг\ Michael Schwabe\ Monoposto Mastering GmbH
Продюсеры\ Олег Нестеров и Михаил Габолаев

"КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ" "МЕГААПОЛИСА":

Кого сильно не хватало на нашем празднике в "Тоннах", так это нашего "крестного отца", поэта Александра Бараша, когда-то придумавшего нам название. Скажу больше - мое знакомство с ним и породило "Мегаполис", а общение и совместное творчество помогало идти вперед все эти двадцать лет. Без его стихов не было бы нового альбома, не было бы возвращения. Он в каждой нашей песне. Как и полагается крестному отцу, он пристально следит за духовным развитием своего ребенка, мы это чувствуем каждую минуту, сверяя с ним каждый свой шаг. Пусть нас и разделяет пара тысяч километров. А сейчас мне очень хотелось бы привести несколько высказываний Александра Бараша об альбоме "Супертанго". Прочитайте, и что-то вам наверняка откроется заново. Комментировать, задавать вопросы, поздравлять и просто признаваться в любви можно напрямую. Думаю, ему будет приятно).

ОБ АЛЬБОМЕ

Я думаю, СУПЕРТАНГО - альбом не о смерти, и не "тяжелый", на самом деле, а - глубокий, по мере сил. "Почувствуйте разницу".. Он - не "темный" (типа готический), а - светлый. Слово "свет" много раз повторяется в песнях. Другое дело- что это ситуация ПЕРЕХОДА, промежуточного состояния, как бы сумерек - то ли закатных, то ли рассветных. Не тьма, а состояние между светом и тьмой. Зависание - полет - свободное падение. Кому что нравится. Состояние не легкое,- странное, головокружительное... но совсем не темное и не мрачное. Оно - во многом благодатное. В нем есть движение, надежда, пространство, если не горизонт - - - и - очень важно: речь НЕ О СМЕРТИ, а о ПЕРЕЖИВАНИИ ЖИЗНИ, ОПЫТЕ, "экспириенсе" (по-английски это одновременно и опыт, и переживание... ) Это именно жизнь, но со многим уже пережитым и надеждой на предстоящее, "середина жизни". Здесь есть еще один аспект. - Совсем не смерть, опять же, а некое "отслоение", "отлет" от непосредственной жизни - для более полного, глубокого, разно-плоскостного восприятия жизни, не "одно-канального", так сказать. Опыт от ювенильности отличается меньшей непосредственностью и поверхностностью - и соответственно как раз большей полнокровностью переживания, по сути...

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Когда слушаешь эту музыку – она эмоционально помогает, «льет примирительный елей», в ней есть медитативная благодатность. - Терапевтичность. Эти песни, похоже, возникали у музыкантов как помощь себе в выживании, в преодолении тяжести жизни, превратностей... Типа "напевание " как бы внутренней молитвы, "заклятия" - и выплывание из внутренних и внешних омутов на своей же волне: душевного движения, интонации - когда, кажется, уже совсем нет сил.. - а они есть, но были заблокированы - а МУЗЫКА (в самом широком и глубоком смысле) их разблокирует... "чакры оттопыриваются" - как говорил герой "Матрицы" в переводе Гоблина. Но если это помогло тебе - может быть, поможет и другим - если зафиксируешь этот выход.

О КРАСОТЕ И ТРАНСГРЕССИИ

Старая фраза: "красота спасет мир". Насчет мира - не известно... но каждый из нас может ею спастись. Один из девизов Нестерова в процессе создания альбома был «Красота и простота». Простота – насколько я помню, под ней подразумевалась техника записи – это вряд ли сейчас релевантно. Красота – осталась. Если бы это не было слишком пафосно, я бы добавил: «и человечность». Есть такое хорошее понятие в философии и культурологии – трансгрессия. (об этом – например, здесь: http://velikanov.ru/philosophy/transgressija.asp) И вот в «Супертанго» трансгрессия, выход за пределы существовавшего, происходит не там, «где ее ждали»: не через шок, внешнюю агрессию, ту или иную брутальность. А в «неловком», почти невыносимом движении к человечности. Прозрачнее всего это выражено в песне «Одиночка», но транслируется и в «Тихом гимне», и в «Супертанго», и в других песнях. Трансгрессия - в тихом утверждении красоты и антропоморфности. Это странно, это не тот вид эффектности, на который мы априори настроены, но здесь и интрига, новизна. «Супертанго» предлагает несколько перенастроить наши органы перцепции... провоцирует их стать чувствительнее.

О НАЗВАНИИ

"СУПЕРТАНГО" соединяет и поп-эффектность, и "жанровую" атрибуцию, и дух и атмосферу всего альбома, как бы "волшебную, продуктивную растерянность"... что-то близкое танцам суфиев - кружение... Соединение с высшим, божественным – непосредственное, не книжно-ученое, и счастье этого контакта. В песне "Супертанго" - медитативное кружение, в сторону какой-то сущностной динамике существования. - Мы "пустеем". движемся к исчезновению.... "и по кругу, по кругу, по кругу" ... и суть в том, чтобы внутри этого кружения найти точку неподвижности.

СУПЕРТАНГО
Музыка: Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Максим Леонов
Текст: Александр Бараш, Олег Нестеров
Записано: 9 сентября 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, Juno, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Леонид Хайкин: барабаны

DARK WALTZ
Музыка: Олег Нестеров
Текст: Олег Нестеров, Александр Бараш
Записано: 1 августа 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Андрей Карасев: электроскрипка
Леонид Хайкин: барабаны

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
Музыка: Олег Нестеров
Текст: Александр Бараш
Записано: 4 августа 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, эмбиенс, стрингс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Андрей Карасев: электроскрипка
Леонид Хайкин: барабаны
Ирина Епифанова: русалочий голос

ОДИНОЧКА
Музыка: Олег Нестеров
Текст: Александр Бараш
Записано: 1 марта 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Андрей Карасев: электроскрипка
Стас Опойченков: барабаны

ПОСВЯЩЕНИЕ ДЕННИСУ СИЛКУ
Музыка: Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Максим Леонов
Текст: Александр Бараш (по мотивам стихотворения Денниса Силка)
Записано: 15 ноября 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, клавишные, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Андрей Карасев: электроскрипка
Леонид Хайкин: барабаны

АНГЕЛ
Музыка: Олег Нестеров
Текст: Олег Нестеров, Александр Бараш
Записано: 6 февраля 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Стас Опойченков: барабаны
Маша Макарова: вокал

НАСТУПАЕТ ЯНВАРЬ
Музыка: Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Максим Леонов
Текст: Олег Нестеров, Александр Бараш
Записано: 11 сентября 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитара
Андрей Карасев: скрипка
Стас Опойченков: барабаны

ОДИН, ОДНА
Музыка: Олег Нестеров, Михаил Габолаев, Максим Леонов
Текст: Олег Нестеров, Александр Бараш
Записано: 23 июля 2008 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, Juno, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас
Дмитрий Павлов: гитары
Стас Опойченков: барабаны

РАНЫ НА СТЕКЛЕ
Музыка: Олег Нестеров, Михаил Габолаев
Текст: Олег Нестеров, Александр Бараш
Записано: 27 мая 2006 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, Juno, Crumar, эмбиенс
Михаил Габолаев: бас, барабаны
Максим Леонов: акустическая гитара

ТИХИЙ ГИМН
Музыка: Олег Нестеров
Текст: Александр Бараш
Записано: 20 декабря 2009 года
Олег Нестеров: вокал, акустическая гитара, Juno
Дмитрий Павлов: гитары
Андрей Карасев: скрипка